Рекомендации для родителей по теме: «Осень». «Периоды осени». «Осенние месяцы». «Деревья осенью».
1. Родителям рекомендуется:
- во время совместной прогулки в парке, в лесу показать
ребёнку лиственные деревья – берёзу, клён, липу, осину, рябину, дуб, иву и
внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;
- научить различать деревья по листьям, по стволу, по коре;
- показать плоды этих деревьев;
- обратить внимание ребёнка на изменение окраски листьев
осенью;
- научить ребёнка видеть в природе красивое, поговорить об этом.
2. Пальчиковая гимнастика.
Осень.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные,
волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Загибают по одному
пальчику на обеих руках, начиная с больших.)
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
3. Подобрать действия к предмету: ЛИСТЬЯ осенью (что делают?) – краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шелестят, шуршат, вянут.
4. Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Листик упал с клёна. Он (какой?) – кленовый.
Листик упал с рябины. Он (какой?) – рябиновый.
Листик упал
с дуба. Он (какой?) – дубовый.
Листик упал
с ольхи. Он (какой?) – ольховый.
Листик упал
с липы. Он (какой?) – липовый.
Листик упал
с берёзы. Он (какой?) – берёзовый.
Листик упал
с ивы. Он (какой?) – ивовый.
Листик упал
с осины. Он (какой?) – осиновый.
Шишка упала
с сосны. Она (какая?) – сосновая.
Шишка упала с ели. Она (какая?) – еловая.
5.
Предложите
ребёнку составить рассказ «Осень» по картинке-схеме.
Если ребёнок затрудняется самостоятельно составить рассказ по картинке – схеме, помогите ему: задавайте вопросы, а он будет отвечать полным ответом.
¾
Какое
время года наступило? – Наступила осень.
¾
Сколько
мы знаем осенних месяцев? – Мы знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь,
ноябрь. (Пояснение для взрослых: цвет
букв символизирует листву: в сентябре деревья еще стоят зелёными, октябрь –
золотая осень, ноябрь – деревья уже без листвы).
¾
Осенью
день становится короче, а ночь? – Осенью день становится короче, а ночь
длиннее.
¾
Какие
дожди идут осенью? – Осенью идут моросящие дожди.
¾
Какой
ветер дует осенью? – Осенью дует холодный сильный ветер.
¾
В
какие цвета осень раскрашивает листья на деревьях? – Осень раскрашивает листья
на деревьях в разные цвета. (Приведите примеры: Листья берёзы жёлтые. Листья
рябины жёлтые и красные. Листья клёна оранжевые, жёлтые и красные.)
¾
В
какой период осени начинается листопад? (в начале, в середине, в конце?) –
Листопад начинается в середине осени, в октябре.
¾
Какой
урожай люди собирают осенью? – Осенью люди собирают богатый урожай фруктов,
овощей, ягод, грибов. Хозяйки делают заготовки на зиму. Они сушат (грибы,
ягоды), варят (компоты, варенье, …), тушат (….), маринуют
(….), солят (….).
¾
Осенью
жизнь насекомых и птиц изменяется. Что делают перелётные птицы осенью? –
Перелётные птицы собираются в стаи и улетают.
¾
Почему
перелётные птицы улетают? – Потому что исчезают насекомые, становится холодно.
¾
Как
дикие животные готовятся к зиме? – Осенью дикие животные готовят запасы
на зиму (назвать этих животных), меняют окраску (перечислить животных), впадают
в спячку (назвать животных).
¾
Как
человек подготовил к зиме жилище и пищу для домашних животных? – Для домашних животных
человек утеплил жилища и заготовил корм.
¾ Какую одежду люди носят осенью? – Осенью люди носят тёплую одежду, обувь (перечислить).
6.
Предложите
ребёнку посмотреть мультфильмы:
¾
«Сказка
старого дуба» 1948 г.
¾
«Синичкин
календарь. Осень» 1984 г.
¾ «Листопадничек» 1977 г.
7. Предложите
ребёнку выучить стихотворение.
Улетает лето
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах…
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят …летят … летят …
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высОко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Комментарии
Отправить комментарий